| новости | институт | галерея | творчество | party zone | интерактив | ссылки | общение |
 
 
 
 
 
Статистика
 
Наш Питер. Рейтинг сайтов.
 
www
 
::: art, flexibility and style
 
 
СДАВАЙТЕ! ВЫ ОКРУЖЕНЫ!

Как перестать беспокоиться, сдать экзамены и начать жить Если вас угораздило... Нет, не так. Если вам посчастливилось попасть в мало-мальски приличное учебное заведение, то вы прекрасно знаете, что такое экзамен. Теоретически экзамен - праздник знаний, апогей единения студента и преподавателя. Ученик блистает эрудицией, учитель утирает слезы восторга и, бормоча нечто вроде "Жизнь не прошла зря", ставит "отлично". Это, как вы понимаете, теория. На практике каждый экзамен представляет собой гибрид "Русского лото" и "Катастроф недели", бессонные ночи, пятаки в туфлях, заплесневелые зачетки и прочие радости жизни. После нескольких сданных сессий понимаешь, что дальше так жить нельзя и нужно что-то делать. Эта статья - своеобразная попытка дать несколько советов тем, кто не хочет наступать на старые грабли чужих ошибок. Дайте граблям отдохнуть. Да и себе тоже. Потому что в кузнице не было гвоздя На первом этапе подготовки к экзамену важнее всего узнать дату и время его проведения, название предмета и фамилию преподавателя. Казалось бы, мелочи, но без них все дальнейшие действия начисто лишены смысла. Я знаю множество примеров того, как студенты впустую мотались из города в город только из-за того, что не знали о переносе даты экзамена. Причем перенесен экзамен был на день назад, так что все горе-студенты были отправлены на пересдачу и, следовательно, автоматически потеряли стипендию на следующий семестр (такие были порядки!). О вступительных экзаменах в вузы я даже не упоминаю: пересдать их будет можно, но только через год. Когда автор этих строк поступал в университет, среди абитуриентов ходила история о парне, проспавшем последний экзамен. Причина была самая банальная: случайно посмотрел не в ту графу расписания, а в результате не поступил. Чуть ли не медалист был, между прочим. И такие казусы - не редкость! Надеюсь, примеры убедили вас в том, что даже самая мелкая деталь может испортить вам праздник знаний. И тогда - "Враг вступает в город, пленных не щадя, потому что в кузнице не было гвоздя". Настоящему индейцу нужно только одного Еще одна важная вещь, которую стоит для себя выяснить задолго до экзамена: какого результата вы хотите достичь. Казалось бы, чего тут думать - чем выше оценка, тем лучше! Где проблема-то? Проблема - в каждой конкретной ситуации. Если вы ни черта не знаете, а вам светит "хорошо" (школьники, "хорошо" - это 4!), то не стоит играть с экзаменатором в дополнительные вопросы, повышающие балл, как это сделал я на одном из своих многочисленных экзаменов. Тогда ваш непокорный слуга еще легко отделался: и "хорошо" в зачетке сохранил, и от более детальной беседы по предмету увернулся. С другой стороны, иногда играть на повышение просто необходимо. Опять сошлюсь на свой опыт. Волею судеб я закончил школу с золотой медалью, и для поступления в вожделенный вуз мне было необходимо сдать всего один экзамен - сочинение. Но только на "отлично". Я получил "хорошо" и уже приготовился было забиться в дальний угол и заплакать, но тут что-то надоумило меня написать апелляцию и попробовать исправить оценку. (Это "что-то" само так и не поступило, но его роль в моей судьбе трудно переоценить.) Апелляция была удовлетворена. Замечу, что к остальным экзаменам я изначально не готовился. Вообще. Никогда так не делайте, готовьтесь к худшему! Психологическая подготовка к экзамену компактно умещается в одной из рекламных фразочек "Русского проекта": ставьте перед собой реальные цели - и все у вас получится! Итак, вы уже знаете, какой предмет и на какую оценку вы хотите (вас заставляют) сдавать. На что обратить внимание теперь? В стране невыученных уроков Худший момент подготовки наступает примерно за неделю до экзамена, когда вы открываете для себя список экзаменационных вопросов. Абитуриентам приходится еще хуже - в их распоряжении, как правило, только рабочая программа по тому или иному предмету. То есть любая фраза из маленькой книжечки под названием "****. Рабочая программа" может оказаться вашим экзаменационным вопросом по ****. А может и не оказаться. Весело, да? Список вопросов к экзамену - это Уголовный кодекс, в котором по полочкам разложены все ваши грехи: пропущенные лекции, несданные лабы, анекдоты и семечки на задней парте вместо сосредоточенного внимания на первой - да мало ли чего еще! С другой стороны, этот же самый список может служить отличной картой страны невыученных уроков. Многие студенты даже старших курсов часто игнорируют вопросы к экзамену, готовятся по книжкам или конспектам лекций. Простая истина: преподаватель на лекциях может говорить одно, а на экзамене спрашивать совсем другое. Это значит, что готовиться к экзамену лучше всего по списку вопросов. Допустим, что вопросы у вас есть, но где брать ответы? Что мы знаем о вампирах? Именно такой вопрос, если помните, задавали друг другу герои фильма "От заката до рассвета", окруженные вампирами. Им не были нужны проповеди о пользе знаний, а вам, видимо, одна не помешает - дочитали же статью до этого места. Итак, о знаниях. На время подготовки к экзамену вам придется поменять принцип "Любите кружку - источник пива" на более классическое "Любите книгу - источник знаний". Конечно, Интернет - это типа клево, оттуда можно скачать реферат или ноты Rolling Stones, но преподаватели - люди консервативные, электронные адреса в списки рекомендованной литературы помещать не спешат. Так что все в библиотеку! Предварительно раздобудьте список учебников и прочего чтива по предмету. Большинство технических предметов можно сдать, используя только один учебник. Если это ваш случай - поздравляю! Гуманитариям сложнее. Мой дом, например, на время сессии превращается в филиал библиотеки. Основательность подготовки зависит от той оценки, которую вы хотите получить. На троечку хватит и одного вечера в обнимку с чужой тетрадкой, четверка требует трех-пяти дней, а ради пятерки по серьезному экзамену некоторые маньяки не отрываются от книг две-три недели кряду. Начинайте учить с самых общих и основных вещей. Практика показывает: через год и у отличников, и у троечников в голове остается примерно одинаковый объем знаний. Небольшой, но остается. Ну вот, теперь вы готовы выслушать самое главное из того, что я понял об экзаменах. Теневая экономика Нет, теневая экономика - это я не о преступности, а об экономике, которую учил до теней под глазами. Сейчас тот экзамен вспоминается как нечто забавное, а тогда это была целая трагедия. В голове - пустота, в учебнике - бред, настроение - по нулям. Да и отношения с преподавателем не самые лучшие. Болезненную атмосферу развеял заехавший в гости брат, который безапелляционно заявил, что экономика - фигня и ее вообще можно не учить. Я расслабился, еще немного почитал учебник, а на следующий день получил "хорошо". Вывод прост: любой, даже самый навороченный экзамен - это всего лишь крохотный эпизод вашей жизни, которая будет продолжаться и после него. Не надо переоценивать этот ритуал с билетами и оценками. Попробуйте как-нибудь побывать на экзамене в параллельной группе или на вступительных испытаниях в ваш вуз. Гарантирую: глядя со стороны, вы поймете, как это на самом деле смешно - сдавать экзамены. Алексей ЕКС КТО ЯСНО ГОВОРИТ Несколько доказательств того, что ясно говорит не тот, кто ясно мыслит, а тот, кто хочет оценку "отлично" На устном экзамене важно не только то, ЧТО ты говоришь, но и - КАК ты это делаешь. Это факт, против которого не попрешь. Иногда это только создает проблемы, иногда же может хорошо помочь. Доклад Самый невыгодный способ ответа, но, увы, очень часто используемый. Сдающий просто зачитывает свой ответ с листка, а закончив читать, поднимает глаза и говорит: "У меня все". Даже если ответ был хорош, такая подача все испортит. На экзаменаторов "доклады" производят удручающее впечатление: принято считать, что так отвечают зубрилки, которые хоть и знают материал, но не умеют свободно в нем ориентироваться. На самом же деле "докладчики" чаще всего имеют глубокие знания, но волнуются и боятся, что как только перестанут видеть текст, так все забудут. За отсутствие уверенности в себе и страдают. Если по-другому никак не получается, то, по крайней мере, при считывании текста нужно часто поднимать голову и смотреть на преподавателя. Как смотрят на телезрителей дикторы. Кавалерийская атака Больше всего напоминает снежную лавину в горах. Нужно обрушить на экзаменатора максимум информации в минимальные сроки, буквально завалить его фактами, именами и датами. Причем темп изложения должен все время возрастать. Таким лихим аллюром можно незаметно для экзаменатора проскочить невыученный фрагмент темы, демонстрируя при этом всем своим видом не только огромный интерес к предмету, но и уважение к времени экзаменатора. Когда весь имеющийся запас знаний иссякает, то следует обозначить какую-нибудь проблему и сделать вид, что сейчас вы с удовольствием займетесь разбором мельчайших деталей. "Я изложил общепринятую точку зрения современных ученых. Но если обратиться к истории вопроса, то следует заметить, что в начале XIX века, когда еще не существовало микроскопов..." Обычно экзаменатор откидывается на спинку стула и говорит: "Достаточно". Если повезет, то так можно доскакать до пятерки. Свободный полет Вы садитесь перед экзаменатором, демонстративно откладываете свой листок в сторону и начинаете ответ. Это производит великолепное впечатление. Но! Нужно хорошо знать вопрос - раз, иметь подвешенный язык - два. Темп ответа нужно сразу взять умеренный, иначе легко скатиться с бодрой скороговорки до "Ну, значит, это..." Внимание, опасность! Такими отвечающими неминуемо заинтересовываются экзаменаторы и вступают в диалог с целью узнать, правда ты такой умный или прикидываешься. И блистательный монолог превращается в диалог. Если вы выплыли из диалога уверенно, то первое место, то есть оценка "отлично", вам обеспечено. Эффектная концовка Если не удалось добиться того, чтобы вас остановили и попросили перейти к следующему вопросу, то заканчивать ответ придется самостоятельно. И очень важно, КАК это будет сделано. Внимание любого человека имеет V-образный характер, то есть преподаватель прежде всего слушает начало и конец ответа. И удачное вступление (никаких "Ну, вообще-то, я не очень хорошо разобрался"!) и эффектная концовка (яркий пример, удачная цитата, а еще лучше - сложный вопрос экзаменатору: "Мнения же насчет точной даты основания города N есть разные. В трех источниках (у такого, такого и этакого) называется 453 год до нашей эры, а известный исследователь Иван Иваныч Тотсамый настаивает на 452 году до н. э. Как вы думаете, чем это можно объяснить?") - залог отличной или хотя бы хорошей оценки. Стандартный прием при сдаче гуманитарных дисциплин - "связь с современностью" ("на данный момент", "последние публикации по этой теме"). Это показывает, что вы не только хорошо знаете предмет, но и умеете применять свои знания на практике. Вот попался вам билет по литературе на тему "Проблема отцов и дитев у Тургенева". Предположим, что журнал "Литературное обозрение" вы не читали, зато читали Пелевина. Приплетайте к ответу "Поколение Пи", но только будьте осторожны. Что-нибудь вроде: "Название повести популярного писателя подтверждает, что данная тема актуальна во все времена..."

Дина ДЫНЕВА

 
 
  webmasters | новости | институт | галерея | творчество | party zone | интерактив | ссылки | общение
Hosted by uCoz